BiznesCentr.kz » Открытие ИП и ТОО » Что важно знать индивидуальным предпринимателям Казахстана о регистрации кассового аппарата

Что важно знать индивидуальным предпринимателям Казахстана о регистрации кассового аппарата

Необходимой составляющей любого бизнеса, который связан с реализацией товаров или оказанием любых услуг, является процедура ведения учета доходов. Проще и правильней всего это делать применяя специальное оборудование, то есть кассовый аппарат или контрольно-кассовую машину. Контролируется данный аспект в нашей стране на законодательном уровне.

Как устроена контрольно-кассовая машина

Функционал контрольно-кассовой машины направлен на то, чтобы регистрировать и отображать данные обо всех денежных расчётах, которые проводятся при получении оплаты за товары или оказанные услуги.

Такое электронное оборудование применяется исключительно в момент проведения операций с наличными денежными средствами. Прием оплаты посредством применения банковской карты или в иной форме, производят через специальные терминалы.
Но есть и исключение из общих правил, которые допускают работу индивидуального предпринимателя, без применения кассового аппарата, даже если он применяет отплату наличными деньгами.
И этот факт закреплен на законодательном уровне. Итак, в число исключений входят следующие категории бизнеса:
  • Физические лица, годовой доход которых не превышает планку, равную 12-кратной величине МЗП (минимальной заработной платы). Исключение: нотариальные конторы, там необходимость владения контрольной кассовым аппаратом не зависит от величины получаемого дохода;
  • Водители общественного транспорта, занятые перевозкой пассажиров;
  • Субъекты предпринимательства, деятельность которых основана на применении патента или специального налогового режима, распространяемого на рынки открытого типа, фермерские и крестьянские хозяйства и тп.
Следует отметить, что последний пункт не применяется для индивидуальных предприятий, деятельность которых связана с реализацией бензин, дизельного топлива и алкогольных напитков.
Бизнесмены, связанные с этими видами деятельности должны применять ККМ для фиксации и передачи данных о наличных операциях в обязательном порядке. Это правило действует с 1 июня 2015 года и с тех пор изменений в налоговом законодательстве РК по данному аспекту не было.
Однако, и здесь не обошлось без некоторых нюансов. Если организация, фактическая локация которой находится там, где нет возможности подключения к телекоммуникационной связи, но она тем не менее осуществляет один из видов деятельности, как реализация бензина, дизельного топлива и алкогольных напитков, то требование о необходимости наличия контрольно-кассовой машины становится не актуальным.

Как поставить контрольно- кассовый аппарат на учёт

То время, когда индивидуальные предприниматели, могли регистрировать контрольно-кассовую машину в течение полугода с момента основания своего предприятия, канули в лету. Изменения на законодательном уровне в 2009 году принесли бизнесу новые правила.

Установка контрольно-кассовой машины должна случиться еще до того, как организация начнет фактическую деятельность, и это прямая обязанность тех предпринимателей, которые применяют в своей работе расчеты за реализованные товары или оказанные услуги наличными денежными средствами. К процедуре регистрации допускается оборудование, входящее в определённый перечень, содержащийся в государственном реестре, утверждённом на уровне Министерства финансов Республики Казахстан. Для того, что поставить на учет контрольно-кассовую машину в налоговых органах, предпринимателю требуется собрать следующий пакет документов
  • Заявление от владельца контрольно-кассовой машины с приложением паспорта от завода-изготовителя.
  • Книги учёта наличных средств и товарных чеков, которые должны быть предоставленными в прошнурованном и пронумерованном виде и каждая заверена подписью руководителя и печатью организации.
  • С документами бизнесмену требуется предоставить контрольно-кассовую машину, в которой уже содержится информация о налогоплательщике. Ограничения ввода этих данных путём установки фискального режима недопустимы.
Если контрольно-кассовая машина оснащена устройством для фиксации и передачи данных налогоплательщика, то для таких машин предусматриваются дополнительные требования.
Для регистрации ККМ необходимо еще предоставить копию договора с оператором фискальных данных, который оказывает услуги связи, используемые для передачи информации о произведенных расчётах наличными денежными средствами в органы налоговой службы.

Если контрольно-кассовая машина оснащена компьютерной системой, то необходимо предоставление такого пакета документов, как:
  • Заявление от налогового органа, куда требуется поставить на учёт контрольно-кассовую машину;
  • Описание характеристик и функциональный возможностей аппарата.
  • Инструкцию по работе модуля «Рабочее место налогового инспектора», которое предусматривается устройством компьютерной системы.
При успешном выполнении всех пунктов и совершении процедуры регистрации, владельцу оборудования выдается специальный документ «Регистрационная карточка ККМ». Этот документ предприниматель и будет предоставлять представителям налоговых органов по требованию.

Обязанности и штрафные санкции

Чек контрольно-кассовой машины – это тот документ, который выдается на руки клиенту при произведении оплаты за товар или услугу наличными средствами. Выдать его может как владелец предприятия, так и работник, нанятый для работы. Если случается форс-мажорная ситуация и воспользоваться ККМ в конкретный момент не представляется возможным (например, поломка машины, отключение электроэнергии и прочее), то предприниматель обязан предоставить клиенту товарный чек, с подписью лица, который отпустил товар. После этого, данная операция должна быть зафиксирована в книге учёта наличных средств.
По завершении рабочего дня на контрольно-кассовой машине следует снять Z-отчёт.

Если предприниматель уклоняется от использования контрольно-кассовой машины, хотя законодательно его деятельность обязывает его применять данный аппарат, то это считается нарушением, которое может повлечь за собой административную ответственность. Штраф может составить:
  • 15 МРП – для предприятий малого бизнеса.
  • 30 МРП – для предприятий среднего бизнеса.
  • 50 МРП – для предприятий крупного бизнеса.