BiznesCentr.kz » Бухгалтерия » Учетная политика организации

Учетная политика организации

Значимость и важность учетной политики к сожалению неправильно оценивается многими представителями бухгалтерии. Кто-то считает это чистой формальностью, кому-то не достаточно оснований на то, чтобы завести данный документ в организации. Но такое отношение в корне неверно, ведь обязанность ведения учетной политики законодательно указана в основных документах, касаемых бухгалтерского учета.

При правильном применении, учетная политика может не просто облегчить деятельность бухгалтерии предприятия, но и стать главным инструментом в ликвидации разногласий с налоговыми органами.
Разберемся какую еще пользу можно извлечь из грамотной учетной политики предприятия, а также чем грозит ее отсутствие.

Что такое учетная политика

Учетная политика – это официальный документ, который разрабатывается для правильной организации бухгалтерского учета предприятий и организаций. Разработкой учетной политики на предприятии занимаются непосредственно бухгалтер и руководитель организации. В настоящее время можно использовать многочисленные шаблоны, которые есть в наличии в сети интернет, однако лучшая учетная политика будет та, которая разработана, утверждена и применяется с момента открытия предприятия и учитывает именно его специфику. Почему так? Потому что даже два разных предприятия с аналогичными видами деятельности могут иметь массу отличий в подходах к расходам и распределению прибыли.

Что учитывается в учетной политике предприятия:
  • проводки для оформления приобретения и реализации товара;
  • приход приобретаемых нематериальных активов;
  • учет материалов, потраченных на ремонт офиса;
  • учет расходов на офисные нужды: канцелярские товары, питьевую воду для сотрудников и прочее;
  • начисление амортизации на имеющиеся основные средства и т.д

Необходимость учетной политики

Изо дня в день в организации проводится множество хозяйственных операций и все они, как правило, являются стандартными. Если бухгалтер один раз потратит время на то, чтобы скрупулезно внести отобразить в учете порядок каждой из таких типовых операций, то ему легче в работе в дальнейшем и к тому же:
  • можно быть уверенным в том, что однотипные операции в учете будут отображаться правильно;
  • налоговые службы будут получать корректную информацию;
  • при необходимости смены бухгалтера процедура сдачи-приемки работ пройдет беспроблемно и привычный ход учетной работы не будет нарушен с приходом нового человека.
Если в организации существует утвержденная один раз учетная политика, то такие проблемы как, например, отнесение аналогичных объектов в одном месяце на ТМЦ, а в другом – на основные средства, просто не могут возникнуть.
Само собой такой подход предотвратит переначисление или недоначисление налогов, например налога на имущество. Учетная политика, которая четко и последовательно соблюдается в организации и контролируется руководителем предприятия в итоге обеспечивает единый подход к ведению учета, даже если бухгалтерский учет будет вестись разными людьми (часто сменяющимися бухгалтерами).

Кому следует иметь учетную политику обязательно

Как уже упоминалось ранее, ведение учетной политики закреплено на законодательном уровне и является обязанностью иметь учетную политику юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которым вменяется ведение бухгалтерского учёта .
Установлена данная процедура Законом РК «О бухгалтерском учете…» № 234 от 28.02.2007 г.
Организации и предприниматели, которые параллельно работают на спецрежиме на основе патента или упрощенной декларации; не состоят на учете по НДС и не являются субъектами естественных монополий причисляются к группе исключений и могут не применять учетную политику.

Известно, что в бухгалтерском законодательстве подразумеваются общие правила учета для предпринимателей и организаций. Однако, каждое предприятие, в зависимости от вида деятельности или отрасти, к которой оно относится, располагает массой собственных нюансов. Так как часть из них физически не представляется возможным предусмотреть и урегулировать документально на уровне нормативного акта, следует иметь собственный документ по учетной политике в каждой конкретной организации.

Помимо Закона РК «О бухгалтерском учете…» № 234 от 28.02.2007 г., каждый бухгалтер должен опираться в своей работе на следующие документы:
  • Правила ведения бухгалтерского учета;
  • Стандарты МСФО и МСФО для МСБ;
  • Стандарты НСФО.
А вот нюансы учета детально и тщательно следует прописать в собственной учетной политике.

Наказуемо ли отсутствие в организации учетной политики

Так как наличие учетной политики в организации закреплено на законодательном уровне, то ее отсутствие является нарушением, за которое можно получить вполне ощутимое наказание. Оно может быть выражено как в предупреждении, так и в штрафных санкциях по ст.276 КоАП РК.

Если в организации выявляют отсутствие учетной политики впервые, то выносится предупреждение. Если подобное нарушение выявляется повторно в течение года, то контролирующие органы имеют право вменить штраф. Наложенный штраф может быть в следующих размерах:
  • 25 МРП для субъектов малого предпринимательства;
  • 50 МРП для среднего бизнеса;
  • 75 МРП для представителей крупного бизнеса.
И даже довольно крупная сумма штрафа не самое страшное, что может случиться в организации при выявлении отсутствия учетно политики. Ведение учета с нарушениями, может привести к тому что будет доначисление налогов и предприятие в этом случае рискует потерей значительно более крупных сумм.

Пример: если в трудовом договоре сотрудника предусмотрено, что стоимость выданной ему для работы спецодежды признается доходом работника, то при увольнении сумму необходимо списать из расчетных средств работника.
Однако, отсутствие учетной политики и нежелание или элементарная нехватка времени бухгалтера вникать в условия каждого трудового договора, привело к тому, что стоимость выданной спецодежды была посажена бухгалтером на расходы организации. Таким образом, бухгалтером были завышены расходы; занижен КПН; не начислен НДС и как итог организация получила штраф за занижение суммы текущих платежей расчете по налогам.
В соответствии с п.2 ст.278 КоАП РК, занижение суммы текущих платежей в расчете, накладывает штраф, размер которого исчисляется от заниженной суммы и составляет следующий ее процент:
  • 30% для субъектов малого и среднего бизнеса;
  • 50% для субъектов крупного предпринимательства.
Отметим, что подобные проблемы могут возникнуть и в том случае, если учетная политика в организации утверждена наобум, не отражает истинной картины и не применяется в работе.

Пример: предприятие, применяя шаблонную учетную политику, должно списывать на расходы канцелярские товары, приобретаемые для работы сотрудников, постепенно, по мере их использования.
Бухгалтер, не интересуясь учетной политикой, списывает всю сумму на расходы единовременно и сразу, и по итогам года сдает годовой отчет.
Налоговая проверка выявит несоответствие в порядке фактического учета канцелярских с учетной политикой.
Чтобы нормализовать учет, бухгалтеру придется выполнить ряд следующих манипуляций: удалить расходы из вычетов по КПН; доначислить КПН; начислить пеню на сумму доначисления за весь период просрочки; сдать дополнительный отчет и доплатить сумму КПН, уплатив пеню.

Согласитесь, столько лишних движений, требующих времени и нервов, так как придется не только произвести доплату значительной суммы КПН, но уплатить штраф в соответствии с п.1 ст.278 КоАП РК «Занижение сумм налогов и других обязательных платежей в декларации…».
Размер штрафа также устанавливается в процентах и зависит от суммы начисленного налога:
  • 20% для субъектов малого бизнеса ;
  • 50% для субъектов среднего предпринимательства;
  • 80% для субъектов крупного предпринимательства.
50 МРП за нарушение законодательства о бухгалтерском учете, в соответствии со статьей 238 КоАП РК необходимо будет выплатить лично бухгалтеру, допустившему нарушение, если данное нарушение не будет устранено в течение 10 рабочих дней, после вручения уведомления о нарушении.

Как составить правильную учетную политику

Если вы хотите составить правильную учетную политику и иметь у себя в организации документ, который будет актуальным и используемым по назначению, то предлагаем к рассмотрению несколько вариантов:
  • самостоятельная разработка, для чего потребуется предварительное и тщательное изучение нормативной базы, анализ внутренних процессов, специфики деятельности данной организации;
  • обращение в специализированную компанию и заказ разработки учетной политики по индивидуальным требованиям.
Оба варианта являются удобными, так как в первом вам, как руководителю и бухгалтеру удастся вникнуть во все аспекты, что в дальнейшем облегчит отслеживание всех процессов, в во втором, переложив работу на плечи специалистов, можно быть уверенным, что профессионалами будут учтены все нюансы и специфика работы вашей организации и останется только вести учет, неукоснительно придерживаясь норм и правил, отраженных в документе.