BiznesCentr.kz » Новости » ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ВУЗЕ

ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ВУЗЕ

Уровень сформированности предпринимательских компетенций у казахстанской молодежи в условиях глобализации.

В мировом образовательном пространстве происходит принципиальное изменение всей системы высшего образования и организационной структуры вузов – трансформируются в университеты третьего поколения: проектно-ориентированные, инновационные, предпринимательские.

Для обсуждения данного вопроса были рассмотрены мнения - первого заместителя Председателя Правления НПП РК «Атамекен» Абильшаикова Наримана Бактыбаевича и декана экономического факультета инновационно- предпринимательского Университета Туран, доцента Разаковой Дина.

- Почему формирование предпринимательских компетенций в образовательном пространстве набирают темпы во всем мире?

- Ключевой тренд эффективной экономики современного государства является развитие молодёжного предпринимательства. С позиций наличия, формирования и развития предпринимательских качеств молодёжная среда является наиболее подготовленной социальной группой в обществе. Молодежь – специфическая социально-демографическая группа населения, которая характеризуется высокой подвижностью и особой ролью в обществе. Она рассматривается как важнейший источник ожидаемых в обществе ценностных и поведенческих инноваций, самый энергетический носитель и мультипликатор новых морально-этических ценностей, которые свидетельствуют о степени восприимчивости нового взгляда на жизнь и способа само реализации, - отметил Нариман Абильшаиков.

- Да, действительно инновационно-предпринимательские ВУЗы являются базовым трендом глобального рынка образовательных услуг, мировой опыт свидетельствует о том, что университеты инновационно-предпринимательского типа наиболее полно отвечают потребностям экономики и бизнеса в области образования, являясь образовательными, научно-исследовательскими и производственными центрами. Университет «Туран», является инновационно-предпринимательским, т.к. предпринимательство является движущей силой и экономики, и общества. Обучение предпринимательству способствует формированию предпринимательского мышления в обществе, а также созданию новых предприятий и более эффективному использованию творческого потенциала и существующих знаний и умений. Готовность к предпринимательской деятельности всех студентов не является основной целью вуза, однако в условиях рыночной экономики, по-нашему мнению, у каждого гражданина и, тем более, у специалиста с высшим образованием должны быть сформированы устойчивые предпринимательские компетенции и инновационное мышление, – сказала декан экономического факультета Дина Разакова.

- Что способствует формированию инновационно- предпринимательского мышления у молодежи?

- Признавая важность предпринимательства и принимая во внимание структурные и поведенческие изменения, в ряде стран было предпринято много усилий для развития предпринимательского мышления, особенно среди молодежи и выпускников университетов. Разработан широкий спектр мер для поддержки образовательного пространства, в частности университеты, вносят свой вклад через определенные образовательные программы, направленные на обучение предпринимательству и подготовку квалифицированных специалистов, способных создавать и развивать инновационный бизнес. В казахстанской практике в формировании инновационно- предпринимательского мышления у молодежи основополагающими являются следующие характеристики: осознание ценности предпринимательства, предпринимательского образа мышления и типа деятельности; получение знаний и развитие навыков, способствующих предпринимательскому мышлению; формирование экосистемы предпринимательства внутри и вокруг вуза, включая кадры, инфраструктуру, потоки события, которые служат своеобразным «центром притяжения» предпринимательской тематики, – отметил Нариман Абильшаиков.

- Формирование инновационно-предпринимательского мышления у студентов университета «Туран» реализуется: во-первых, через передачу студентам необходимого для предпринимательства корпуса знаний, навыков и умений на основе освоения дисциплин предпринимательского модуля; во-вторых, формирование у студентов способности к предпринимательству и инновациям, через создание условий для коммерциализации результатов научной деятельности, научно-технические парки, центры передачи технологии, разработка и внедрение действенной патентно-лицензионной политики, расширение трансфера знаний и технологий на основе развития бизнес-инкубаторов, спин-аут и старт-ап компаний, повышения предпринимательской культуры среди ППС и студентов, – сказала декан экономического факультета Дина Разакова.

- Необходимо ли базовое экономическое образование в формировании предпринимательских компетенций?

- Университет «Туран» ставит целью формирование системы практико-ориентированных знаний и навыков студентов, готовых к самостоятельной предпринимательской деятельности. В формировании предпринимательских компетенций наличие экономического образования не является базовым факторам успеха. В университете «Туран» все образовательные программы, и в целом образовательный процесс направлен на формирование предпринимательских установок и навыков. В образовательный контент включены предпринимательские модули, которые формируют творческий, инновационный подход, а также способность планировать и управлять проектами. По нашему мнению, обучение предпринимательству не только учит, как вести бизнес, но также направлено на поощрение творческого мышления и развитие сильного чувства самооценки и расширения возможностей вне зависимо от профессии, – резюмировала декан экономического факультета Разакова Дина.