Что способствует развитию рынка онлайн-кредитования в Казахстане?
Пандемия коронавируса показала значимость и актуальность развития и применения цифровых технологий. Потребители во всем мире в целях соблюдения социальной дистанции отдают предпочтение бесконтактным и онлайн-способам получения самых разнообразных услуг. В этих условиях резко подскочил спрос и на финансовые онлайн-сервисы, пишет «ПроДеньги», со ссылкой на ranking.kz.
Если в начале 2018 года количество пользователей мобильного и интернет-банкинга не превышало 10 млн, то в конце 2020-го показатель достиг 28,7 млн.
Тренд на повсеместную цифровизацию и интернетизацию оказывает серьезное влияние на развитие безналичных платежей. По итогам 2020 года объем безналичных платежей в РК составил уже 34,6 трлн тенге — в 2,6 раза больше по сравнению с предыдущим годом. При этом 81% безналичных операций был проведен в онлайн-формате.
Один из наиболее востребованных сегментов на рынке финансовых технологий — онлайн-кредитование. Пандемия COVID-19 также заметно повысила спрос на дистанционное оформление займов. В Казахстане предоставление онлайн-кредитов распространено у микрофинансовых организаций (МФО), которые предоставляют подобные займы в соответствии с регуляторными нормами и законодательством.
В целом сегмент МФО сегодня — один из самых быстрорастущих на финансовом рынке РК.
По итогам 2020 года ссудный портфель МФО увеличился на 42,5% за год и составил 418,1 млрд тенге. За последние пять лет объем кредитования МФО растет в среднем на 45,6% в год. При этом доля 5 крупнейших МФО в совокупном ссудном портфеле составила 69,3%. Во всех 5 крупнейших микрофинансовых организациях ожидаемо можно подать заявку на кредит онлайн-способом.
По объемам ссудного портфеля лидирует крупнейшая в Казахстане микрофинансовая организация — KMF: 136,4 млрд тенге. Компания предоставляет свои услуги как в офлайн-режиме, так и онлайн. Подать заявку на кредит можно через официальный сайт или через мобильное приложение KMF. В онлайн-формате можно подать заявку на кредит до 1 млн тенге без комиссий. Срок рассмотрения заявки — всего 15 минут. При этом среди необходимых документов — только удостоверение личности.
У онлайн-кредитования имеется еще один большой плюс, актуальный далеко не только в период пандемии: этот вид займов доступен максимально широкому числу клиентов.
Учитывая расстояния в Казахстане и слабое проникновение финансового сектора в селах и отдаленных регионах, онлайн-кредиты заметно увеличивают охват казахстанцев финансовыми услугами. Это особенно важно при том, например, что лидер сектора, KMF, оказывает финансовую поддержку наиболее остро нуждающимся в кредитных продуктах субъектам микро- и малого бизнеса, в том числе женщинам-предпринимателям и клиентам в сельской местности.
В целом у онлайн-кредитования МФО есть ряд преимуществ и удобств, среди которых можно отметить следующие:
• Оперативная обработка заявок. Время обработки заявки может занять 5–15 минут. После рассмотрения заявки клиент получает SMS c решением.
• Минимальный пакет документов. Для получения кредита в онлайн-формате клиенту требуется предъявить только удостоверение личности.
• Отсутствие необходимости ехать в офис и стоять в очередях. Значительно экономит время и упрощает процедуру оформления кредита.
• Минимальные требования к заемщикам. По сравнению с банками МФО имеют минимальные требования к клиентам.
• Высокий процент одобрения заявок. Заем в режиме онлайн может получить каждый человек. Непосредственно в МФО процент одобрения намного выше, чем в БВУ.
• Множество способов получения займа. После одобрения заявки получить деньги можно как наличными, так и на банковскую карту или посредством денежного перевода.