Как банки улучшают свои плохие активы
Отчасти это заслуга кредитования, которое продолжает пребывать в зоне роста. Даже если уровень NPL (просроченных займов) остается прежним, то чисто технически, если произошло увеличение ссудного портфеля, в процентном соотношении NPL снижаются, поясняет генеральный директор «Первого кредитного бюро» (ПКБ) Руслан Омаров, пишет Forbs.kz.
Статистика показывает, что банки остаются главной кредитной силой казахстанской экономики, на их долю приходится 74% выданных средств. Основная выдача (67%) приходится на бизнес-кредиты, еще 33% – на розничное кредитование.
В 2020 кредитный рынок вырос на 7,1%, при этом розница росла быстрее, чем бизнес-кредиты. ПКБ не фиксирует существенного изменения качества ссудного портфеля розницы на начало 2021. Просрочка составила 10,9%, снизившись за год на 0,4%. Как видно, свои обязательства заемщики выполняют. Количество их увеличилось, что связано с тем, что все больше людей приходит в кредитную систему.
Однако темпы розничного кредитования замедляются. По информации ПКБ, по итогам 2020 такие кредиты приросли на 9%, тогда как в 2019 – на более чем 20%. В общем объеме розницы 44% составляют залоговые кредиты. Объективная причина снижения – замедление потребительской активности в карантинный период.
Также ПКБ отмечает ухудшение индекса кредитного здоровья – прогноза о том, как будут себя вести заемщики в последующие 12 месяцев. Если ранее 68% казахстанцев имели высокую вероятность возврата средств, то на начало 2021 показатель упал до 62%. Это означает, что розничный рынок продолжает находиться под влиянием постпандемического эффекта.
Бизнес-кредитование в 2020 также не отличилось высоким ростом, кредитный портфель здесь увеличился на 5,7%. В его структуре существенно, на 30%, приросли займы индивидуальным предпринимателям (ИП), достаточно активных заемщиков в клиентском кредитном сегменте. Банки в последнее время прилагают большие усилия, чтобы сделать процесс кредитования ИП и малого бизнеса максимально упрощенным и быстрым, предлагая для этого новые продукты и переводя кредитование в онлайн. Любопытно, что кредитная активность ИП не привела к ухудшению их кредитного качества. Если по итогам 2019 NPL портфеля ИП прирос на 1%, до 22%, то к началу 2021 просрочка снизилась на 10,8%, до 13,3%, что делает этот сегмент довольно привлекательным для банков.
Однако выросла на 2,1%, до 12,4%, просрочка ИП, взявших розничные займы. В ПКБ динамику считают вполне предсказуемой. Розничный сегмент ИП находится в стадии формирования и отличается достаточно заметной нестабильностью. Поэтому рост просрочки носит больше технический характер: объем выдач идет слишком большими темпами и просрочка не успевает «вызревать».
Малый бизнес продолжает занимать довольно существенную долю в ссудном портфеле БВУ. «Ковидные» ограничения не оказали на него сильного негативного влияния, полагают в ПКБ. Объем NPL здесь традиционно составляет порядка 30% и по итогам 2020 не изменился. Зато ухудшился портфель кредитов среднему бизнесу: объем просрочки вырос на 4,5%, до 13%. NPL кредитного портфеля крупного бизнеса достиг 5,8%, увеличившись на 2,5%.
Обобщая статистику, можно отметить замедление кредитных темпов и снижение у розничных заемщиков чувства уверенности в завтрашнем дне. Если тренды станут устойчивыми, банкам будет сложно перекрывать просроченные займы новыми выдачами.
Ставка на реализацию
С ростом NPL банкам придется формировать повышенные провизии для соблюдения пруденциальных нормативов, вытаскивая деньги из бизнеса и замораживая их в качестве подушки безопасности. Чтобы этого избежать, БВУ оперативно работают с «просрочкой», особенно с той ее частью, которая выходит в разряд безнадежных кредитов.
Ключевой инструмент в работе с безнадежными займами – создание специализированных дочерних организаций, которые приобретают у материнского банка сомнительные и безнадежные активы: кредиты, залогом которых выступает завершенная коммерческая и жилая недвижимость, строящаяся недвижимость, земельные участки. Дело в том, что законодательство ограничивает банки в деятельности, не относящейся к их основному профилю, и передает полномочия работы с токсичными активами в дочерние специализированные организации по управлению сомнительными активами (ОУСА).
Одним из видов активов, которые ОУСА принимают от родительского банка, являются права требований по проблемным долгам заемщиков банка со сроком просрочки свыше 90 дней. Процедура передачи достаточно простая. ОУСА приобретает у родительского банка проблемный актив или права требования. Затем утверждает план мероприятий, содержащий описание основных этапов и сроки управления такими активами. После оформления права собственности на имущество ОУСА приступает к управлению активами – сдает его в аренду (перезаключает или же заключает новые договоры с действующими или новыми арендаторами, если текущее состояние активов позволяет сдавать их в аренду), передает в доверительное управление, ищет варианты продажи, взыскивает задолженность по правам требования в виде денежных средств или в виде имущества. Зачастую ОУСА проводит предварительные ремонтные работы для обеспечения арендопригодного состояния активов, объясняют приблизительную схему работы ОУСА в пресс-службе Народного банка Казахстана.
В пресс-службе Банка ЦентрКредит отмечают, что продажа сомнительных и безнадежных активов в ОУСА не является конечным решением по таким активам, поскольку они продолжают отражаться в консолидированной финансовой отчетности банка. Поэтому основной задачей ОУСА является реализация активов на любом этапе управления. Все денежные средства, полученные ОУСА от управления активами, направляются в банк, за исключением средств, необходимых на покрытие текущих расходов.