Как изменился ВВП?
С начала года реальный сектор демонстрирует ожидаемый спад, при этом восстановление продолжается. По итогам 9 месяцев 2020 года ВВП сократился в соответствии с прогнозами на 2,8%. Негативное влияние пандемии COVID-19 на экономику Казахстана сохраняется, однако в отдельных секторах наблюдается улучшение, обусловленное смягчением карантинных мер и государственной поддержкой, пишет «ПроДеньги» со ссылкой на пресс-службу НБ РК.
В сентябре положительный вклад внесли отрасли обрабатывающей промышленности (2,9%), сельского хозяйства (5,1%), строительства (24,2%), информации и связи (7,3%). В торговле впервые с марта зафиксирован рост на 2,7%. Основной отрицательный вклад в динамику ВВП внесли отрасли горнодобывающей промышленности (-7,7%) и транспорта (-23,1%).
Итоги опроса предприятий указывают на небольшое улучшение настроений в реальном секторе. В сентябре 2020 года индекс деловой активности (ИДА) поднялся на 2,2 пункта и составил 47,6 (июль – 44,7, август – 45,4). При этом уровень ИДА сохраняется ниже 50 пунктов, что все еще говорит о подавленной экономической активности и преобладании дезинфляционных факторов.
Индекс бизнес климата после шести месяцев нахождения в отрицательной зоне, в сентябре перешел в положительную, составив 2,0 пункта.
Инвестиции в основной капитал в январе-сентябре 2020 года снизились на 4,9%, отражая эффект шока, вызванного пандемией коронавируса. Восстановление инвестиционной активности происходит в транспорте и профессиональной, научно-технической деятельности (с начала года рост на 5,7% и 57,1%, г/г, соответственно). Негативная динамика инвестиций сохраняется в горнодобывающей отрасли, где спад по итогам января-сентября углубился по сравнению с предыдущими месяцами (спад на 23%, г/г в январе-сентябре 2020 года). Снижение инвестиций отмечается также в торговле, строительстве и финансовой деятельности. Все остальные отрасли реального и государственного секторов демонстрируют рост инвестиций в основной капитал.
Реальные денежные доходы населения в августе 2020 года продолжили сокращаться при замедлении роста реальных заработных плат.
Годовое снижение реальных денежных доходов составило 2,5%. В январе-августе 2020 года в структуре номинальных доходов населения отмечалось снижение доли доходов от самостоятельной занятости и рост доли доходов от работы по найму и доходов в виде трансфертов. Это сопровождается продолжением роста расходов республиканского бюджета на социальную помощь и социальное обеспечение (в январе-августе 2020 года рост на 17,6%). В августе рост реальной заработной платы (без учета малых предприятий) составил 3,5%, в сентябре – 3,0%.
Ситуация во внешнем секторе остается неопределенной в отношении скорости восстановления мировой экономики. МВФ в октябре улучшил прогноз развития мировой экономики на 2020 год с -4,9% до -4,4%, однако скорректировал ожидания по 2021 году в сторону снижения с 5,4% до 5,2%. Неопределенность по темпам восстановления мировой экономики из-за ситуации с коронавирусом сохраняется. При этом результаты президентских выборов в США и размер пакета стимулирующих мер со стороны США остаются одними из существенных риск-факторов для внешних рынков.
Оценки МВФ по росту экономик стран – основных торговых партнеров по итогам 2020 года улучшились. По экономике ЕС прогноз на 2020 год улучшен с -10,2% до -8,3%. На 2021 год снижен с 6,0% до 5,2%. Перспективы восстановления связаны с неопределенностью на фоне роста числа заразившихся коронавирусом, а также отсутствием договоренности с Великобританией относительно будущих торговых отношений.
Прогноз по экономике Китая в 2020 году улучшен до 1,9% (предыдущая оценка – 1,0%). В 2021 году оценка не изменилась – 8,2%. Несмотря на ожидаемое восстановление, сохраняются опасения относительно распространения коронавируса во многих ключевых городах и более медленного восстановления после прошедших наводнений. Кроме того, падение импорта в июле-августе 2020 года говорит о слабом внутреннем потреблении. Прогноз динамики экономики России на 2020 год также улучшен с -6,6% до -4,1%, при этом по 2021 году значительно ухудшен с 4,1% до 2,8%. Ухудшение связано с увеличением налога на добычу полезных ископаемых, усилением санкционных и геополитических рисков и рисков, связанных с нестабильностью мирового рынка нефти.
Монетарные условия в странах-торговых партнерах на фоне снижения деловой активности по всему миру остаются мягкими. Инфляция в странах-торговых партнерах остается ниже целевых значений. На фоне ослабления спроса инфляция в сентябре 2020 года в ЕС (0,2%) и Китае (1,7%) продолжила снижаться. В России инфляция на фоне роста цен на непродовольственные товары в сентябре ускорилась до 3,7%.