BiznesCentr.kz » Новости » Когда в Казахстане появится национальная платежная система?

Когда в Казахстане появится национальная платежная система?

Когда в Казахстане появится национальная платежная система?
Новости
18:16, 13 май 2021
364

В Национальном банке представили программу развития национальной платежной системы до 2025 года. Задачами данного механизма являются: поощрение и усиление конкуренции на рынке платежных услуг, повышение доли использования безналичных расчетов, продвижение новых технологий и стандартов, снижение доли использования наличных денег, повышение доступности и эффективности проведения розничных платежей для населения и так далее, пишет LS.


Ожидается, что благодаря программе увеличится количество безналичных операций физлиц на душу населения до 250 в 2025 году (+в 2,5 раза), доля населения, использующего онлайн-платежи составит 75% (+в 1,7 раза), доля безналичных расчетов в розничном обороте – 65% (+в 1,3 раза).


Первый этап (2020-2021 годы) предусматривает проведение организационных работ по созданию локальной инфраструктуры для обработки карточных операций, введению национальной цифровой карточки (платежный ID), развитию системы мгновенных платежей, включая:


В рамках системы мгновенных платежей:


- проработка совместно с рынком дизайна операционной модели системы для развития новых сервисов;

- разработка требований и внедрение новых сервисов по сценариям C2B, B2C, включая платежи по QR-коду, платежи по запросу;

- проработка механизма разрешения диспутных ситуаций и развитие новых направлений платежей, включая государственные выплаты и платежи в бюджет.


В рамках межбанковской системы платежных карточек:


- определение операционной и бизнес-модели функционирования системы;

- разработка технологических стандартов предоставления основных услуг, программно-аппаратное обеспечение функционала;

- определение условий выпуска и использования цифровой карты (платежный ID);

- определение участников, организация совместных мероприятий и проведение тестовых работ по локальной инфраструктуре для обработки карточных операций;

- разработка необходимой нормативной правовой базы.



На втором этапе (2022-2023 годы) будут осуществляться организационно-технические, а также правовые работы по обеспечению развития национальной платежной инфраструктуры, в том числе:


- полномасштабный запуск межбанковской системы платежных карточек;

- переход платежных систем Нацбанка и информационных систем участников платежного рынка на использование международного стандарта ISO20022 (2022 год);

- определение требований и стандартов, внедрение в практику использования Open API участниками платежного рынка;

- совершенствование нормативной правовой политики в части вывода на рынок инновационных финансовых сервисов, обеспечения правовой базы для всех участников платежного рынка, развития конкуренции;

- выравнивание регулирования и рассмотрение возможности интеграции инфраструктурных компонентов национальной платежной системы с аналогичными решениями на пространстве ЕАЭС;

- проработка вопроса, определение концептуальных подходов использования альтернативных механизмов проведения платежей (цифровая валюта, 2023 год).


В 2024-2025 годы будут продолжены работы по развитию национальной платежной инфраструктуры, новых сервисов, привлечению участников рынка, совершенствованию нормативной правовой основы для развития платежного рынка.


Ожидаемые конечные результаты от реализации программы


В Казахстане будет сформирована новая модель платежного рынка, функционирование которой будет основано на следующих принципах:


- конкурентный рынок;

- стандартизированная среда, где все субъекты платежного рынка будут поддерживать и взаимодействовать друг с другом по унифицированным стандартам;

- новые стандарты оказания платежных услуг;

- открытость и универсальность.


Помимо этого, в Нацбанке перечислили основные проблемные вопросы развития платежных систем и рынка платежных услуг в Казахстане. Это:


- доминирование наличного оборота

- неравномерное развитие финансовых, в том числе платежных услуг в городе и сельской местности.

- неэффективность существующей платежной инфраструктуры, отсутствие межсистемного взаимодействия. Банки развивают и предоставляют платежные услуги в рамках своих замкнутых экосистем, преимущественно с использованием карточных технологий.

- высокие издержки участников рынка на создание и поддержание инфраструктуры каждого из сегментов рынка розничных платежей.


«В последние годы наблюдается рост межбанковской комиссии, устанавливаемой международными операторами карточных платежных систем Visa, Mastercard на рынке Казахстана, среднее значение по результатам 2019 года составило 1,7% (Канада – 1,78%, Европа – 0,2-0,3%, по миру – 0,99%). Размер межбанковской комиссии является составной частью и прямо отражается на конечных банковских комиссиях для предприятий торговли и сервиса», – резюмировали в надзорном ведомстве.


Фото: из открытых источников