Налог на мобильные переводы может притормозить рост безналичных платежей
Налог на мобильные переводы может отпугнуть новых предпринимателей и притормозить рост безналичных платежей. Такое мнение в беседе выразил уполномоченный по правам предпринимателей Рустам Журсунов, пишет LS.
По словам эксперта, попытка обложить налогом доходы нарушает сложившийся договор между государством и населением. Налогообложению не подлежат выплаты за приобретенное личное имущество, активы, полученные физлицом на безвозмездной основе от другого физлица, а также пассивные доходы, например, вознаграждения по депозитам.
«Это своего рода общественный договор, по которому государство не требует платить налоги с таких доходов в обмен на то, что граждане Казахстана не имеют право на вычеты – например, на оплату обучения или лечения – из своих доходов, как граждане других государств. Эта ситуация изменится для всех в 2025 году, когда мы все перейдем на всеобщее декларирование и получим соответственно право на указанные вычеты. Так живет, к примеру, почти весь западный мир. Поэтому попытка обложить налогами подобные доходы не просто может отрицательно отразиться на развитии безналичных платежей, но и нарушает сложившийся договор», – отметил Журсунов.
Он привел данные Нацбанка, согласно которым в 2018 году объем безналичных платежей казахстанскими карточками составлял почти 6,4 трлн тенге, в 2019 году – 14 трлн тенге, а в 2020 году – 35 трлн тенге. Однако реальность, в которой можно не пользоваться наличным, еще далека, считает Журсунов.
«Но если начать опять проверять бизнес на предмет безналичных переводов, то мы очень быстро откатимся к наличным. И, хуже того, снова дадим возможность местным налоговым службам кошмарить еле стоящий на ногах малый бизнес», – отметил он.
Также эксперт считает, что администрирование такого налога затратное и не оправдывает суммы сбора. Физлицо, не являющееся ИП, но занимающееся торговлей без регистрации, получит сначала предупреждение. Но административный штраф по статье 269 КоАП налоговый орган сможет применить только при повторном нарушении в течение одного года – это 43 755 тенге.
«Административный штраф за сокрытие объектов налогообложения и иного имущества, подлежащих отражению в налоговой отчетности, тут не применим, ибо физлицо не ведет налоговой отчетности», – пояснил Журсунов.
Он добавил, что налогообложение доходов через мобильные переводы может отпугнуть новых предпринимателей.
«В итоге вместо того, чтобы поощрять занятие предпринимательской деятельностью и регистрацию как ИП, просто будет сформирован очередной ужастик для потенциальных будущих предпринимателей. Но это все вовсе не означает, что налоговые органы должны сидеть сложа руки. Просто надо очень аккуратно эти руки применять, точечно убеждать, а не пугать население непонятными статьями и лозунгами», – считает эксперт.
С другой стороны, обложение мобильных переводов налогами способствует росту теневой экономики, а покупатель товаров не сможет защитить свои права как потребитель, продолжил Журсунов.
Но предложение Минфина внести исключения в мораторий на проверки бизнеса эксперты не одобрил. Напомним, ведомство хотело охватить проверками предпринимателей, которые не выдают чеки.
«Предприниматели реализуют свои товары физическим лицам, а им нужны фискальные чеки или квитанции, чтобы, например, вернуть некачественный товар. А Р2Р – это безвозмездный перевод. И доказать простому человеку, что он таким образом заплатил за товар, почти невозможно», – заключил Журсунов.