Казахстанцы могут остаться без гречки из-за КТЖ
Внезапное изменение тарифной политики способно вызвать множество проблем.
Национальная компания железных дорог «Казахстан темир жолы» (КТЖ) сообщила о значительном увеличении цен на услуги магистральных железнодорожных перевозок, что может привести к серьезным последствиям для экономики, сообщает издание Caravan.
В уведомлении, направленном в Комитет по регулированию естественных монополий через ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки», указано, что тарифы на перевозку ряда основных грузов вырастут почти в два раза. В этот список входят каменный уголь, зерновые, металлы, удобрения и химикаты — ключевые для внутреннего рынка и экспорта товары.
Одним из наиболее тревожных последствий такого повышения тарифов является потенциальный дефицит гречки, важного продукта питания для населения Казахстана. Чаще всего гречка импортируется из других стран, и увеличение стоимости перевозок может отрицательно сказаться на ценах на этот товар в розничной продаже.
Кроме того, из-за нового тарифного пересмотра производители и импортеры могут сократить объемы поставок, что также усугубит ситуацию с доступностью гречки в магазинах. Важно учесть, что гречка не только основной продукт питания, но и важный источник доходов для фермеров, которые занимаются её выращиванием.
В условиях, когда цены на основные продовольственные товары уже находятся на высоком уровне, жильцы Казахстана могут столкнуться с очередным трудным выбором между необходимыми продуктами питания. Эксперты призывают к мониторингу ситуации и обсуждению возможных решений, чтобы смягчить последствия от повышения тарифов на грузоперевозки.
Как будут изменены тарифы?
Технически повышение осуществляется за счет отмены действовавшего с 2015 года понижающего коэффициента. В результате цена на транспортировку угля увеличится с 655 до 1087 тенге за тонну, а цена на зерно и муку вырастет с 741 до 1229 тенге. Удорожание на удобрения составит 1018 до 1689 тенге. Эти изменения обязательно отразятся на конечной стоимости товаров, и потребители это почувствуют на своем кошельке.
Кроме того, стоит отметить, что такие изменения могут иметь долгосрочные последствия для сельского хозяйства и добывающейIndustrии. Повышение цен на транспортировку может привести к увеличению затрат на производство, что, в свою очередь, может снизить конкурентоспособность местных товаров как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Таким образом, важно следить за развитием ситуации и возможными мерами, которые правительство может предпринять для смягчения последствий таких изменений.
Что ждет производителей муки и крупных?
Негативное воздействие новых тарифов особенно сильно скажется на производстве муки и круп. К примеру, если раньше стоимость перевозки вагона муки из Петропавловска в Сарыагаш составляла 396,7 тыс. тенге (включая возврат пустого вагона), то после повышения тарифов эта сумма вырастет до 768,6 тыс. тенге. Это означает увеличение затрат на 372 тыс. тенге на один вагон, что практически удваивает стоимость. Такого рода изменения повлияют на рентабельность перерабатывающих предприятий и сделают казахстанскую продукцию менее конкурентоспособной на внешних рынках.
Кроме того, повышение тарифов может привести к снижению объемов производства, так как переработчики будут вынуждены повышать цены на свою продукцию, что, в свою очередь, снизит спрос. Это создаст дополнительное давление на малые и средние предприятия, которые и без того сталкиваются с проблемами доступа к финансированию и современным технологиям. В условиях растущей инфляции и нестабильности на рынке жизненно важно, чтобы государственные органы разработали механизмы поддержки для сектора, чтобы смягчить последствия изменения тарифов и обеспечить устойчивый рост производства.
Возможные последствия для сельскохозяйственного сектора
Как отмечает коммерческий директор компании «СевЕсильЗерно» Таисия Коллегова, столь резкое изменение в тарифах может вызвать цепочку негативных последствий. Заводы по переработке зерна могут столкнуться с перебоями в своей работе, что создаст избыток продукции на внутреннем рынке и приведет к падению цен. Фермеры, не выдержав уменьшения рентабельности, могут отказаться от посевов, что в перспективе приведет к дефициту гречки и других зерновых культур.
Кроме того, такая ситуация может повлиять на инвестиционную привлекательность сельского хозяйства, что затруднит привлечение новых средств для модернизации производственных мощностей. Ухудшение финансового состояния фермерских хозяйств может также привести к снижению уровня механизации и технического оснащения, в результате чего уменьшится общая продуктивность сельского хозяйства. Важно отметить, что дефицит определенных культур может отразиться не только на ценах, но и на продовольственной безопасности страны, что потребует вмешательства государственных структур для стабилизации ситуации на рынке.
Редакция издания обратилась в пресс-службу КТЖ с запросом на комментарии.